Чем грозит плохой теплообмен
Радиатор работает по принципу теплообмена: он отдает тепло от горячего антифриза в окружающую среду и напрямую влияет на работу ключевых систем автомобиля. Слой из дорожной пыли, тополиного пуха, насекомых и реагентов работает как плотная шуба, мешая этому процессу.
Игнорирование этой проблемы приводит к целой цепочке неприятностей:
- Перегрев двигателя. Самое очевидное и опасное последствие. Постоянная работа при повышенных температурах ведет к деформации ГБЦ и дорогостоящему капитальному ремонту.
- Неэффективная работа кондиционера. Радиатор кондиционера (конденсор) обычно стоит первым и принимает на себя весь удар. Забитый грязью, он не может нормально охлаждать хладагент, и в салоне вместо прохлады вы получаете едва теплый воздух.
- Повышенный износ АКПП. У многих автомобилей радиатор охлаждения трансмиссии интегрирован в основной. Перегрев двигателя означает и перегрев масла в коробке, что значительно сокращает ее ресурс.
Система охлаждения старается компенсировать недостаточный теплообмен, поэтому вентилятор работает на пределе своих возможностей. В результате появляется лишний шум, увеличивается расход топлива и ускоряется износ самого вентилятора.

Сигналы к немедленной чистке
Профилактическую мойку радиатора рекомендуется выполнять каждые 1–2 года или 40–60 тысяч километров пробега. Однако есть ряд признаков, которые указывают, что процедуру стоит провести как можно скорее:
- Визуальный осмотр. Загляните через решётку радиатора. Если заметен плотный слой серой «ваты» из пуха и грязи — пора на мойку.
- Повышение температуры. Стрелка температуры двигателя в пробках или при нагрузках поднимается выше обычного.
- Слабая работа кондиционера. Даже при исправной системе и достаточном уровне фреона кондиционер перестал эффективно охлаждать салон.
- Частое включение вентилятора. Вы слышите, что вентилятор охлаждения работает почти без остановки даже в нежаркую погоду.
Все эти признаки сигнализируют о том, что радиатор уже не справляется со своей задачей.

Способы мойки
Существует два основных варианта очистки радиатора — от простой поверхностной мойки до полной разборки с демонтажом. Выбор метода зависит от степени загрязнения и доступных условий.
- Поверхностная мойка без снятия. Это быстрый способ, который можно выполнить самостоятельно. Достаточно дождаться, пока остынет двигатель, отключить аккумулятор, нанести очиститель и аккуратно смыть грязь водой под небольшим напором. Такой вариант помогает временно восстановить эффективность охлаждения, но не устраняет глубокие загрязнения.
- Профессиональная мойка со снятием. Наиболее эффективный метод, позволяющий полностью очистить радиатор и пространство между теплообменниками. Для этого требуется частичная разборка автомобиля — демонтаж бампера, слив жидкостей и разъединение радиаторов. Такой подход обеспечивает максимальный результат и рекомендуется в случаях сильного загрязнения.
Никогда не используйте мойку высокого давления для очистки радиаторов! Сильная струя воды легко деформирует тонкие алюминиевые соты, превращая радиатор в бесполезный кусок металла. Восстановить их практически невозможно. Полную чистку стоит доверять только профессионалам, которые знают технологию и используют подходящие средства и оборудование. Подробнее на сайте